Ученые из США создали покрытие, позволяющее найти трещины

Ученые из Университета Райса (США) создали «умное» покрытие на основе нанотрубок, которое позволяет выявить трещины даже на микроскопическом уровне. Об этом сообщает Интернет-ресурс Университета Райса.

Работа над созданием материала началась еще в 2002 году, правда, проект носил характер чисто научного. Тогда команда химиков во главе с Брюсов Вейсманов выяснила, что одностенные нанотрубки, состоящие из одного слоя атомов углерода, могут флуоресцировать под действием лазера. Спустя несколько лет они установили, что нанотрубки при растяжении меняют цвет флуоресценции.

Затем к команде присоединился инженер Сатиш Нагараджайа, который изучал свойства нанотрубок при помощи рамановской спектрометрии.

Вместе специалисты разработали «умную кожу» – двухслойную пленку толщиной тоньше человеческого волоса. Нижний слой материала состоит из полимера, содержащего углеводородные нанотрубки. Верхний слой – защитный – создан из полимера другого типа.

Как оказалось, если пленку нанести на материал, она будет излучать волны света различной длины – она зависит от показателя механического напряжения. Проведя испытания, ученые смогли усовершенствовать состав покрытия. В конечном счете, как выяснили специалисты, материал позволяет измерить деформацию на определенном участке. После ряда экспериментов ученые добились, чтобы их технология измеряла напряжение на поверхностях с большей площадью.

Также ученые создали специальный сканер, который автоматически фиксирует показатели из заданных заранее точек и анализирует длину волны ближнего инфракрасного излучения. На основе этих данных составляются специальные деформационные карты.

Коллеги разработчиков отметили, что новое покрытие позволяет получить более точные данные о деформации, чем стандартные датчики, на расстоянии в один миллиметр и даже в 20 раз меньше.